КОМПЕТЕНЦИИ

Создание высокоточных координатных систем

 

Высокоточная координатная система (ВКС) — специальная геодезическая сеть комплексного навигационно-геодезического обеспечения проектирования, строительства и эксплуатации сети дорог ОАО «РЖД», являющаяся частью КСПД ИЖТ.

Создание и развитие ВКС обусловлено потребностями ОАО «РЖД» в эффективном использовании достоверных пространственных данных при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта и выполнении кадастровых работ.

Комплексная диагностика пути и актуальная оценка состояния объектов железнодорожной инфраструктуры и путевого хозяйства является одними из главных условий обеспечения комплексной безопасности перевозок. Выправочные работы, выставка пути в проектное положение с высокой точностью при проведении ремонтных работ, необходимых для безопасного движения, должны производиться в едином координатном пространстве с диагностическими измерительными средствами.


Услуги, предоставляемые оператором ВКС:

  • предоставление дифференциальных поправок (информации, уточняющей координаты объектов);
  • обработка результатов наблюдений по запросам потребителей; 
  • предоставление координат базовых станций, главных и промежуточных пунктов ОГС в железнодорожной системе координат; 
  • предоставление архивных данных спутниковых наблюдений.

Перечисленные услуги предоставляются потребителям в пределах зоны действия ВКС по отдельным железнодорожным линиям и прилегающим к ним районам.


Для чего нужна ВКС:

  • высокоточное определение местоположения и параметров объектов инфраструктуры железнодорожного комплекса;
  • определение местоположения подвижного состава в едином координатном пространстве на направлениях и участках высокоскоростного и скоростного пассажирское движения, а также тяжеловесного и грузонапряженного движения.
     

Где применяется ВКС:

  • строительство новых железнодорожных линий;
  • модернизация и реконструкция действующих железных дорог;
  • капитальный ремонт железных дорог;
  • эксплуатация и текущий ремонт железных дорог;
  • инновации в инфраструктурный комплекс.
     

Какие задачи решаются с применением ВКС:

  • Инженерно-геодезические изыскания, проводимые для проектирования, ремонтов и реконструкции железнодорожной инфраструктуры;
  • Высокоточные съемочные работы по определению фактических значений геометрических параметров железнодорожной инфраструктуры железных дорог;
  • Обработка материалов мобильного лазерного сканирования с целью получения точных цифровых моделей пути и цифровых карт;
  • Создание цифровых топографических планов путевого и станционного развития;
  • Создание масштабных планов станций, продольных профилей станционных путей и перегонов;
  • Создание цифровой модели пути (ЦМП) как основного элемента единой системы координатно–цифрового описания объектов инфраструктурного комплекса;
  • Мониторинг состояния объектов инфраструктуры железнодорожного комплекса, осуществляемый путеизмерительными и дефектоскопными вагонами и тележками, а также другими специальными путеизмерительными средствами;
  • Вычисление установочных параметров выправки пути с использованием путеизмерительных тележек и постановка их в проектное положение;
  • Обеспечение работ с использованием путеизмерительной и путевыправочной техники;
  • Определение местоположения поездов в системах безопасности железнодорожного движения.
     

Состав и структура ВКС

ВКС образовывает совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:

  • глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС) ГЛОНАСС/GPS;
  • дифференциальная подсистема ГНСС;
  • опорная геодезическая сеть ОГС;
  • коммуникационный сегмент – средства связи между сетью БС, СЦ и мобильными спутниковыми приемниками пользователей;
  • пользовательский сегмент – мобильные станции (спутниковые приемники пользователей).
     

Дифференциальная подсистема ГНСС включает в себя:

  • сеть базовых станций (БС) — сеть постоянно действующих спутниковых станций;
  • сетевой центр (СЦ) — программно-технический комплекс по сбору, обработке и хранению (архивированию) спутниковой навигационной информации, поступающей с БС.
     

Функции сети БС:

  • непрерывный приём спутниковой навигационной информации поступающей от ГНСС;
  • передача «сырых данных» в сетевой центр по СПД РЖД.
     

Функции сетевого центра:

  • сбор спутниковой информации со всех БС, связанных с СЦ с помощью СПД РЖД;
  • вычисление и передача дифференциальных поправок для предоставления услуг по каналам беспроводной связи для уточнения координат.
     

Как создается высокоточная координатная система:

  • Закладка пунктов
  • Высокоточное определение координат
  • Уравнивание сети
  • Регистрация в Росреестре
  • Установка спутникового оборудования
     

Создание ВКС позволяет проводить работы по массовой съемке инфраструктуры железнодорожного транспорта методами дистанционного зондирования с помощью мобильного лазерного сканирования, аэрофотосъемки и георадарного зондирования. Созданные по результатам этих работ трехмерные модели объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта стали основой комплексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ).
 


Участки созданных ВКС и ЦМП.