НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

На заседании научно-технического совета ОАО «РЖД», Журнал «Путь и Путевое хозяйство», август, 2018 №8

Темой научно-технического совета ОАО «РЖД», состоявшегося в конце июня теку­щего года, стало единое координатное простран­ство как основа цифровой железной дороги. Заседание прошло под председательством замес­тителя генерального директора, главного инже­нера ОАО «РЖД» С.А. Кобзева, который во вступительном слове отметил, что уже на 19,9 тыс. км сети ОАО «РЖД» действует высоко­точная координатная система (ВКС), позволяю­щая формировать цифровые модели пути.

Заместитель генерального директора АО «НИИАС» А.А. Павловский указал на прак­тические выгоды применения ВКС и охаракте­ризовал основные направления развития ком­плексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ). На основе технологий высокоточ­ного позиционирования создаются автоматизи­рованные системы управления станционной ра­ботой (в частности, сортировочными горками), безопасности маневровых локомотивов, автове­дения поездов с перспективой организации бес­пилотного железнодорожного транспорта. Координатно-временная синхронизация позво­ляет обеспечить полную ситуационную осведом­ленность о местоположении подвижного состава и персонала на объектах инфраструктуры.

Практическое внедрение технических реше­ний по формированию ВКС осуществлялось в ОАО «РЖД» поэтапно: первый экспериментальный проект состоялся на участке Москва—Клин Октябрьской дороги в 2006—2007 гг., затем на направлении Сызрань—Сенная в 2008 г., после чего была реализована полноценная ВКС на ско­ростном направлении Москва—Санкт-Петербург— Бусловская в 2011—2013 гг. Наконец, в 2016—гг. с помощью ВКС удалось выполнить по­строение цифровой модели пути (ЦМП) на Московском центральном кольце и организовать сервисы высокоточного позиционирования для поездов, перемещающихся с применением инно­вационной технологии интервального регулиро­вания без светофоров. Испытания на станции Лужская-Сортировочная в 2015 г. показали воз­можность беспилотного управления маневровым локомотивом. Этот опыт с учетом включения в бортовой комплекс, помимо высокоточной спут­никовой навигационно-связной аппаратуры, до­полнительных датчиков (радиолокационных, ла­зерных, оптических) дает выход на создание бес­пилотных поездов на Московском центральном кольце уже к концу 2019 г.

Главный инженер Центральной дирекции ин­фраструктуры Г.Ф. Насонов в своем выступлении сделал акцент на эффект применения цифровой технологии КСПД ИЖТ в путевом хозяйстве. Высокоточная постановка пути в проектное по­ложение при ремонтах позволяет перейти на более высокий уровень эксплуатации инфра­структуры.

С 2013 г. на участках, оборудованных ВКС, началась реконструкция, а с 2016 г. — планово­предупредительный ремонт пути (ППР) по циф­ровой технологии КСПД ИЖТ. На 1 января г. выполнено 521 км реконструкции и 746 км ППР. Системой КСПД ИЖТ оснащено 38 путевых машин и 7 диагностических ком­плексов. Для выполнения возрастающих объ­емов ремонтов в 2018—2019 гг. требуется доосна- стить системой 11 машин ВПО-С, что предусмо­трено инвестиционной программой ЦДРП.

Эффект от применения цифровой технологии при ремонтах пути носит комплексный харак­тер. Это, прежде всего, увеличение межремонт­ного срока на 10 %, снижение затрат на проек­тирование промежуточных ремонтов, уменьше­ние стоимости на последующие изыскания. На основных пассажирских направлениях эффект формируется за счет проведения ППР взамен среднего ремонта (255 км) и уже составляет 770 млн руб. Увеличены скорости движения поездов на 451 км, в том числе на линии Санкт-Петербург— Москва на 177 км с уменьшени­ем времени хода «Сапсана» на 3 мин. Кроме этого, устранены длинные неровности в плане и профиле, отрицательно влияв­шие на уровень комфорта пас­сажиров, на протяжении 120 км.

В 2018 г. планируется выпол­нить 585 км реконструкции и капитального ремонта пути, а также 851 км ППР, в том числе с повышением скоростей движе­ния поездов на 460 км за счет инвестиционных средств, с по­вышением плавности хода на пассажирских направлениях на 391 км за счет эксплуатационных расходов.

Пример построения ВКС на Московском центральном кольце (из презентации А.А. Павловского)

 

Использование КСПД ИЖТ в путевом хозяй­стве должно идти по двум направлениям: повы­шение надежности пути на грузонапряженных ходах и увеличение скоростей и плавности хода на основных пассажирских линиях. В связи с этим выстроена очередность включения участ­ков в состав полигона КСПД ИЖТ по критерию наибольших годовых объемов реконструкции на единицу длины. Таковыми являются участки Транссиба на Восточном полигоне: Тайшет— Петровский Завод—Архара—Находка. В европей­ской части: Курган—Челябинск—Уфа—Самара— Саратов—Сальск;  Юдино— Дружинине—Екатеринбург—Курган; Москва—Ярославль; Большое кольцо Московской дороги (БМО).

С учетом реализации данной программы объ­емы реконструкции пути по цифровой технологии составят в 2019 г. 1042 км, в 2020 г. —1652 км, в 2021 г. — 2093 км и по 1000 км ППР с повышением скоростей движения и плавнос­ти хода.

Система высокоточных коор­динат легко выявляет негаба­ритные места на пути. Так, на протяжении 11,4 тыс. км зафик­сировано 20,5 тыс. негабарит­ных мест. Сразу после заверше­ния строительных работ на Московском центральном коль­це была выполнена высокоточ­ная съемка и создана цифровая модель пути. При этом выявлено 404 негабаритных места на протяжении 162 км (три главных пути по 54 км). Затраты на устранение негабаритных объемов, созданных при строительстве, превышают затра­ты на устройство ВКС.

Первый заместитель генерального директора, главный инженер АО «Росжелдорпроект» М.Г. Родоманченко особо остановился на необ­ходимости создания единого координатного пространства. На сегодняшний день топогеоде- зические работы при формировании цифровой модели пути приходится выполнять в двух сис­темах координат — местной и ВКС. Дело в том, что согласно действующим нормативным доку­ментам все границы землепользования, инже­нерные коммуникации, сводный генплан и границы полосы отвода выполняются в местной системе координат. Это вносит дополнительные сложности в процесс проектирования путевых работ. В европейских странах такой проблемы не существует, поскольку там используется единая государственная геодезическая сеть, которая не имеет грифа «Секретно».

Главный инженер АО «Транспутьстрой» В.М. Ермаков затронул проблему корректировки отдельных нормативов при проектировании ре­монтов пути по технологии КСПД ИЖТ. Так, необходимо ввести требование об обязательном сопряжении элементов продольного профиля вертикальными кривыми. Путевая машина при выправке пути координатным методом не может реализовать перелом продольного профиля без вертикальной кривой. Ограничения по длине переходных кривых должны быть сняты. Руководствоваться при назначении длины пере­ходной кривой следует только расчетом в зави­симости от возвышения наружного рельса и максимальной допустимой скорости движения поездов.

Для обеспечения планов ремонта пути на ближайшие годы по цифровой технологии КСПД ИЖТ необходимо дооснастить целый ряд путевых машин высокоточным оборудованием (см. таблицу).

Главный инженер Центральной дирекции по ремонту пути В.В. Шамраев подчеркнул значи­тельное повышение качества ремонта пути, вы­полненного по цифровой технологии, по сравне­нию с традиционным ремонтом. По данным пу­теобследовательских станций, средняя оценка состояния пути после ремонта с применением высокоточных координат составляет 16 баллов, без применения (обычным способом) — 27 баллов.

В феврале текущего года на участке капи­тального ремонта Тоннельная—Баканская Северо-Кавказской дороги успешно прошли комиссионные испытания по глубокой очистке балласта щебнеочистительной машиной, оборудованной систе­мой контроля заглубления баро- вой цепи на проектные отметки по технологии КСПД ИЖТ. Система контроля, разработан­ная АО «НИ И АС», отработала без сбоев, в штатном режиме. Следует дооснастить ЩОМы данной системой, чтобы исклю­чить ручной режим управления заглублением баровой цепи.

Для постановки пути в проектное положе­ние служит машина ВПО-ЗООО, оборудованная системой управления выправкой пути «Эскорт-3000». С 2016 г. ЦДРП приобретает машины нового поколения ВПО-С (АО «Тула- желдормаш»), оснащенные аппаратурой, позво­ляющей реализовать технологию КСПД ИЖТ.

Заместитель начальника по скоростному дви­жению службы пути Октябрьской дирекции ин­фраструктуры А.А. Качанов доложил о внедре­нии цифровой технологии ремонтов пути на вы­сокоскоростной магистрали Санкт-Петербург— Москва. Цифровая модель пути создана на про­тяжении 803 км, при этом установлено 2316 главных и промежуточных пунктов опорной ге­одезической сети и 34 базовые референцные станции. Формирование КСПЖ ИЖТ началось в 2012 г., и уже с 2013 г. все работы по рекон­струкции (модернизации) пути выполняются только с применением высокоточной техноло­гии. С 2016 г. стали выполнять и планово­предупредительный ремонт пути с применением КСПД ИЖТ. Документально установлено, что постановка пути в оптимальное положение су­щественно повышает плавность хода и сокраща­ет расходы на техническое обслуживание пути.

Опыт эксплуатации пути после ремонтов, вы­полненных по цифровой технологии, свидетель­ствует, что улучшение показателей геометрии рельсовой колеи напрямую связано с оптимиза­цией динамического воздействия подвижного состава на путь, повышением безопасности вы­сокоскоростного движения и уменьшением за­трат на текущее содержание магистрали.

 

Яновский А.С.

Предыдущая новость

12 июля 2018 г. 0:00
30 лет путейской "навигации", Журнал «Путь и Путевое хозяйство», июль, 2018 №7
В условиях увеличивающейся интенсивности грузоперевозок НИЦ «Путеец» решает поставленны…

Следующая новость

7 августа 2018 г. 9:26
Технологии необходимо внедрять раньше, чем они устареют, Ежедневная транспортная газета «Гудок»
Генеральный директор АО «НИИАС» Игорь Наумович Розенберг делится подробностями разработ…