НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Обеспечение путевыми машинами ремонтов пути по цифровым технологиям КСПД ИЖТ. Журнал «Евразия вести», ноябрь, 2018, №11

Одним из параметров ЦЖД (Цифровой железной дороги) является обеспечение работы всех технических средств в едином координатно-временном пространстве на протяжении всего жизненного цикла.

Этим вопросам посвящена статья заместителя генерального директора АО «Транспутьстрой» Валерия Дмитриевича Гайдукова и главного инженера компании, доктора технических наук Вячеслава Михайловича Ермакова. 

В течение последних пяти лет в ОАО «РЖД» активно развиваются работы с использованием координатных методов и цифровых технологий в задачах управления инфраструктурным комплексом, перевозочным процессом и обеспечения безопасности движения поездов. Осуществлены работы по созданию Комплексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ), функционирующей на основе применения новейших достижений в сфере спутниковых технологий ГЛОНАСС, высокоточных геодезических систем и технологий лазерного сканирования, данных дистанционного зондирования Земли. Выполнено построение высокоточной координатной системы (ВКС). Разработаны и внедрены информационно-коммуникационные технологии сбора, обработки, хранения пространственных данных и предоставления сервисов на их основе.

Существование любого объекта железнодорожной инфраструктуры должно начинаться с создания проекта в цифровом виде в единой для всей сети ОАО «РЖД» системе координат (далее цифровая модель пути – ЦМП). Проект в цифровом виде дает возможность сравнивать проектное положение с фактически созданным, выявляя нарушения, отслеживать отклонения фактического положения от проектного в ходе эксплуатации и принимать своевременные меры для возвращения к проектному положению, используя тем самым созданный проект многократно.

Наибольшие результаты в настоящее время достигнуты при ремонтах железнодорожного пути по цифровым технологиям. Наличие ЦМП позволяет отслеживать реализацию проекта (приближение к проекту) последовательно на каждом шаге строительства и/или капитального ремонта. И, соответственно, выявлять ошибки реализации каждого шага, исправляя их до перехода к следующему этапу работ.

Повышенные требования к точности ремонта, а, соответственно, и координатному обеспечению, требуют создания на участке ремонта перед началом работ сгущенной сети повышенной точности – разбивочной сети. Это общемировая практика.

Результат реализации такого подхода – отклонение оси пути от проектного после ремонта традиционным методом. Отклонения на отдельных участках превышают 30 см.

Отклонения оси пути от проектного положения после проведения ремонта по технологии КСПД ИЖТ (координатным цифровым методом) – не более 2 см, при этом требования норматива, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 25.02.2015 года №480 – не более 3 см. Такие результаты достигаются как раз за счет создания разбивочной сети.

При планово-предупредительном ремонте пути (ППР), который должен выполняться на участке, где уже проводился капре­монт/модернизация координатными цифровыми методами, создание разбивочной сети не требуется. В случае выполнения ППР на участках, где до этого модернизация координатными цифровыми методами не проводилась (на начальной стадии внедрения таких методов это частое явление), выполняются изыскания, разрабатывается проект, который реализуется с высокой точностью.

Это обеспечивает снижение динамического воздействия подвижного состава на путь и, как результат, уменьшаются темпы расстройства пути (увеличиваются межремонтные сроки) и повышается уровень комфорта пассажиров во время поездок.

Например, на перегоне Уваровка – Гагарин (Москва – Смоленск) I путь: верхняя кривая на каждом графике – это ускорения до проведения ППР по цифровой технологии КСПД ИЖТ при скорости 140 км/ч, нижняя – после выполнения ремонта при скорости 160 км/ч.

Применение цифровых координатных методов при проведении ремонтов выдвигает, с одной стороны, требования к производителям путевой техники по автоматизации процесса управления путевой техникой в ходе ремонта, а с другой, предоставляет им такую возможность. Хотелось бы обратить внимание производителей, что такие решения уже есть, при чем они могут носить разную глубину автоматизации, а соответственно и стоимости затрат на оснащение техники.

Наличия автоматизированного управления исключает субъективные ошибки операторов машин, что позволяет получать дополнительные экономические эффекты. Например, для щебнеочистительных машин (ЩОМ) это обеспечение проектной толщины и экономия балласта.

На машинах типа ВПО отработана система управления выправкой пути ЭСКОРТ-3000. Наличие данной системы позволяет автоматически формировать задание на выправку пути в формате ЦМП (спецификация LandXML для ОАО РЖД) с помощью путеизмерительных комплексов GEDO и Amberg.

Так же хочется сказать об оснащении машин Dinamic/Duomatic. При оснащении их штатной системой WinALC никакого другого дополнительного оборудования для работы по цифровым технологиям КСПД ИЖТ не нужно. То же самое относится и к машинам ПМА, Unimat, Puma. Другие системы управления, на настоящий момент, не поддерживают реализацию координатных методов, либо требуют специальных работ и затрат для их использования.

Для работы с помощью цифровых координатных методов необходимая нормативная база уже сформирована: техпроцессы на модернизацию, ППР, укладку стрелочных переводов разработаны, утверждены, что особенно важно, уже опробованы.

На текущий момент ЦДИ сформировала полигон для использования цифровых технологий КСПД ИЖТ протяжением около 20 тыс. км развернутой длины главных путей, на котором создана высокоточная координатная система (далее ВКС). На этом полигоне выполнено 700 км капитальных ремонтов (модернизации) и 800 км ППР, а к концу 2018 года планируется достичь 1000 км капремонта и почти 1500 км ППР. До 2021 года также запланированы большие объемы ремонтов.

И это, соответственно, формирует требования к количеству путевой ремонтной техники, оснащенной автоматизированными системами цифровой координатной постановки пути в проектное положение.

Приведем потребность и фактическое наличие путевых машин, обеспечивающих реализацию цифровых технологий КСПД ИЖТ. Технические решения для машин ВПО-С реализованы и ЦДРП сформирован план их поставки (потребность – 39 ед.; наличие на 01.01.2018 г. – 6 ед.; необходимо поставить – 33 ед.).

В ближайшее время требуется согласовать технические решения для ЩОМ, чтобы поставляемые с 2019 года машины обеспечивали современные технологии работ в едином координатном пространстве (потребность – 45 ед.; наличие на 01.01.2018 г. – 10 ед.; необходимо поставить – 35 ед.).

Также необходима установка конверторов программного обеспечения под WinALC на выправочные машины для пути (потребность – 46 ед.; наличие на 01.01.2018 г. – 24 ед.; необходимо поставить – 22 ед.) и для стрелочных переводов (потребность – 26 ед.; наличие на 01.01.2018 г. – 9 ед.; необходимо поставить – 17 ед.) или выпускать новые машины с данной системой.

Применение цифровых координатных методов – это общемировая практика (Япония, Китай, страны ЕЭС). Правительство России ставит задачи по развитию как высокоскоростного пассажирского движения, так транспортно-грузовых коридоров, что так же влечет за собой требование по увеличению скоростей грузовых перевозок. Это, в свою очередь, повышает требования по точности постановки пути в проектное положение, что в современных условиях без цифровых технологий недостижимо. 

Журнал "Евразия вести"

В.Д.Гайдуков, В.М.Ермаков

Предыдущая новость

1 сентября 2018 г. 0:00
Автоматизация ремонтно-путевых работ по цифровым технологиям КСПД ИЖТ, Журнал "Инженер и промышленник", Сентябрь, 2018,№5(35)
Правительство России поставило задачу перевести экономику на цифровые рельсы. Ответным шагом ОАО &l…

Следующая новость

1 декабря 2018 г. 0:00
Инновационные технологии в ремонтно-путевом комплексе ОАО «РЖД». Ежедневная транспортная газета «Гудок» №220
Главный инженер АО «Транспутьстрой» Вячеслав Ермаков поделился опытом внедрения ремонто…