НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

30 лет путейской "навигации", Журнал «Путь и Путевое хозяйство», июль, 2018 №7

В 1988 г. по инициативе МПС в качестве специализированного структурного подразделения Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта был создан научно-инженерный центр (НИЦ) «Путеец» (под научным руководством доктора технических наук В.Б. Бредюка) для ускоренной разработки и широкомасштабного внедрения в путевое хозяйство программно-технических комплексов и компьютерных технологий.

С 1999 г. по настоящее время сотрудниками НИЦ «Путеец» оборудовано системой высокоточной выправки пути АС «Навигатор» более 400 путевых машин на дорогах России, подготовлено более 4000 специалистов по обслуживанию системы, а с 2001 г. ее устанавливают на выправочных машинах «Дуоматик», «Унимат», «Динамик-ЗХ», выпускаемых на заводе «Ремпутьмаш» (г. Калуга), а также на ВПРС-03 и ПМА.

В результате использования путевых машин с АС «Навигатор» на выправке пути на сети ОАО «РЖД* оценка в 2000 г. составила 49 баллов при 116 баллах до выправки (нормативы ЦП-515-1997).

В условиях увеличивающейся интенсивности грузоперевозок НИЦ «Путеец» решает поставленные ОАО «РЖД» задачи повышения эффективности машинной выправки пути.

Разработана прогрессивная технология автоматизированной машинной выправки пути с использованием измерительной информации вагонов-путеизмерителей, которая позволила отказаться от измерительной поездки и увеличить производительность выправочных машин типа «Дуоматик» на 15—25 %, а ВПР — до 60—88 % (в зависимости от продолжительности «окна»).

Для управления выправкой пути по данным вагонов-путеизмерителей потребовалась тщательная синхронизация их показаний с показаниями контрольно-измерительных систем путевых машин, которая была достигнута установкой в местах расположения пикетных и километровых отметок специальных электронных меток.

Для привязки геометрической информации вагонов-путеизмерителей к координате конкретного фрагмента пути вагоны оборудованы сканерами путевой разметки; аналогичные сканеры установлены и на выправочных машинах.

Эта технология, получившая название «ВПИ-Навигатор», внедряется с 2006 г. на всей сети совместно со специалистами путевого хозяйства Западно-Сибирской дороги и позволяет экипажам ВПР-машин производить автоматизированную выправку пути но данным вагонов-путеизмерителей без измерительной поездки.

Работники дистанций пути и экипажи выправочно-подбивочно-рихтовочных машин могут заблаговременно посмотреть перегонное программное задание на выправку и узнать се результаты: параметры выправленного пути, их соответствие допустимым скоростям движения, динамические характеристики участка пути (непогашенное ускорение, скорость нарастания непогашенного ускорения, скорость подъема колеса на рельс в любом сечении).

Специалистами НИЦ «Путеец» разработан уникальный математический аппарат, позволяющий использовать для проектирования геометрии рельсовой колеи любые измерительные данные, как абсолютные (координаты), так и относительные (стрелы изгиба). Такое проектирование геометрии рельсовой колеи оптимально обеспечивает безопасность движения с учетом действующих нормативов и условий эксплуатации, а также проведение всех видов ремонтов пути.

Технология высокоточной машинной выправки пути «ВПИ-Навигатор» прошла приемочные испытания ОАО «РЖД» в мае 2008 г. в Воронеже, защищена патентом 2320801, программа расчетов зарегистрирована в Роспатенте.

В 2010—2012 гг. в соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД» на железные дороги поставлены электронные метки для монтажа электронной разметки пути на главных путях 1, 2, 3 классов протяженностью 107340,6 км, оборудовано система­ми «ВПИ-Навигатор» 98 вагонов-путеизмерителей и 194 выправочно-подбивочно-рихтовочные машины.

Проектно-технологическо-конструкторское бюро по пути и путевым машинам ОАО «РЖД» разработало регламент технологии использования автоматизированных систем выправки пути «ВПИ-Навигатор» (утвержден Центральной дирекцией инфраструктуры ОАО «РЖД» 12 февраля 2013 г.). В нем определяются порядок взаимодействия между службами пути, Центром диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, дистанциями пути и дирекций по эксплуатации и ремонту путевых машин, а также организация машинной выправки пути и технологии «ВПИ-Навигатор».

С 2013 г. планово-предупредительный ремонт пути проводится с применением технологии «ВПИ-Навигатор». За период 2013—2017 гг. по перегонному программному заданию выправлено более 35000 км.

Сотрудники НИЦ «Путеец» совместно с Центральной дирекцией инфраструктуры ежегодно организуют курсы повышения квалификации персонала, выполняющего планово-предупредительный ремонт пути. За период 2013—2017 гг. обучение прошли 4119 работников, из них 2565 специалистов дистанций и служб пути, 1554 машиниста выправочных машин. Кроме того, осуществляется техническое сопровождение систем «ВПИ-Навигатор» на ВПР-машинах, с выездом при необходимости в места дислокации машин на дорогах.

Инженерно-информационное обеспечение программы дает возможность произвести подготовительные работы к выправке пути, проанализировать изменения температуры закрепления рельсовых плетей в результате выправки и при необходимости отрегулировать ее.

Применение данной технологии позволило экономить 0,28 ч «окна» на 1 км выправленного пути, отказаться от измерительных поездок и достичь выработки 1100—1200 м за 1 ч «окна» машинами «Дуоматик 09- 32» (см. рисунок), освободить персонал ВПР-машин от принятия оперативных решений в «окно», исключить «человеческий фактор», использовать выправочные файлы для анализа качества выполненных работ и действий машиниста ВПР-машины.

Выправка пути по технологии «ВПИ-Навигатор» без измерительной поездки машин класса ВПР позволяет снизить эксплуатационные расходы на каждый выправленный километр с учетом стоимости перегонного программного задания на 8,35 тыс. руб.

Объем выправки пути по технологии «ВГ1И-Навигатор» в Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры за период 2015—2017 гг. составил 2952 км, балловая оценка снизилась на пройденных километрах с 23 до 13, сэкономлено 826 ч времени «окна». В 2017 г. там же по этой технологии 

выправлено 1170 км (из них 978,1 км имеют после выправки отличную оценку, 149,4 км — хорошую); снижение эксплуатационных расходов составило 9769,5 тыс. руб. в гол.

Согласно Указанию ОАО «РЖД» от 28.08.2014 № 2005р в период с 9 по 15 октября 2014 г. на участке Лазаревская—Чемитокваджс Северо-Кавказской дороги проведена апробация технологии применения лазерных систем по постановке пути в проектное положение с использованием комплексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ) и системы абсолютного позиционирования пути Palas (Швеция), а также системы «ВПИ-Навигатор».

Отснятые координаты в виде файла передавались для построения программного задания для выправочной машины, затем программное задание передавалось на выправочную машину. Скорость выправки составила 1 км в час «окна». При этом натурные данные для проектирования выправки были представлены в виде трехмерных координат. Для формирования программного задания использовался цифровой проект в рамках цифровой модели пути.

В результате апробации систем Palas и «ВПИ-Навигатор» обеспечиваются адекватные результаты точности постановки пути в проектное положение.

В 2017 г. выправка пути и его с постановка в проектное положение с использованием КСПД ИЖТ произведены по технологии «ВПИ-Навигатор» в объеме 111,9 км на перегонах Московской и Юго-Восточной дорог.

Для повышения надежности эксплуатации пути необходимо увеличивать объемы выправочных работ в условиях оптимизации контингента монтеров пути, так как технология позволяет снижать эксплуатационные расходы на текущее содержание пути.

Карпик В.В., Сибирский государственный университет путей сообщений(СГУПС), аспирант

В.В. Карпик

Предыдущая новость

29 мая 2018 г. 23:51
Совместные проекты ОАО «РЖД» и АО «РКС». Журнал «Железнодорожный транспорт», Ноябрь, 2018
Холдинг АО «Российские космические системы» (АО «РКС») входит в Госкор…

Следующая новость

1 августа 2018 г. 0:00
На заседании научно-технического совета ОАО «РЖД», Журнал «Путь и Путевое хозяйство», август, 2018 №8
Темой научно-технического совета стало единое координатное пространство как основа цифровой железно…