НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Круглый стол – Освоение скорости, Ежедневная транспортная газета «Гудок», Февраль, 2015 №17


В конце  прошлого года правительством  принято решение выделить 6 млрд руб.  на изыскательские работы   линии ВСМ Москва – Казань. Это первый транш из общей суммы 20,9 млрд руб., которые  предусмотрены в федеральном бюджете  на полный цикл проектных  работ. Таким образом, можно считать, что дан официальный старт началу строительства первого этапа магистрали.  Стоит отметить, что, по данным ВЦИОМа, более 85% россиян поддерживают строительство высокоскоростных магистралей.

Первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин отметил,  что  ВСМ  Москва – Казань – один из самых крупных  и масштабных инфраструктурных проектов  в  нашей стране.   Как показывает опыт государств, где  развито высокоскоростное движение,  именно такие проекты становятся локомотивами для  всей экономики.  Самой развитой сетью ВСМ  сегодня обладает Китай, её протяжённость – 10638 км, за ним следует Испания – 3823 км,  а замыкает первую тройку Япония –  там 3088 км высокоскоростных линий. В прошлом  году  общая протяжённость ВСМ в мире насчитывала  более 26 тыс. км и ещё 13 тыс. км находилось в стадии строительства. Наша ВСМ Москва – Казань – это первый этап строительства единого транспортного коридора «Шёлковый путь», который свяжет Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Он  увеличит мобильность населения российских регионов и даст импульс  созданию крупных агломераций вдоль всей магистрали.  При этом  путь от Москвы до Пекина сократится со 130 до 30 часов. А до Нижнего Новгорода и Казани из столицы можно будет добраться за несколько часов.  По самым консервативным прогнозам,  магистраль  будет перевозить до 16 млн человек в год.  В регионах, через которые она пройдёт,  проживают около 100 млн человек – две трети населения страны. Строительство  магистрали будет способствовать внедрению  инновационных технологий в строительстве, машиностроении,  развитию  IT-технологий. Высокие технологии – основа ВСМ, поскольку речь идёт о скоростях движения поездов от 200 до 400 км/ч. – Каждый элемент, например,  контактной сети уникален по-своему, – подчеркнул Александр Мишарин, – заложенные в него  параметры  позволяют эксплуатировать его безаварийно и без замены в течение нескольких лет.  Высокие технологии будут применены и в хозяйстве СЦБ, ремонтно-путевом комплексе.  За короткий период необходимо выполнить комплекс испытаний объектов и элементов инфраструктуры для ВСМ, опыт эксплуатации которых отсутствует в нашей стране. На главных путях магистрали в качестве основного варианта предусмотрена укладка безбалластного верхнего строения пути  (БВСП) на участках со скоростями движения  более 200 км/ч . Это  почти 80% от протяжённости всей трассы.  Переговоры с компаниями – производителями БВСП уже завершены. В 2014 году ОАО «РЖД»  выбрало четыре конструкции: MaxBogl, Alstom, LVT и  Tines.

 

Принято решение о проведении ресурсных испытаний на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа  в Щербинке, чтобы  определить наиболее подходящую  конструкцию. После их проведения будет принято окончательное решение о выборе конструкции, которая должна, во-первых, отвечать всем нашим нормам безопасности и, во-вторых,  в соотношении цена – качество соответствовать определённым  финансово-экономическим параметрам и техническому заданию. Сейчас на Экспериментальном кольце в Щербинке  специалисты ОАО «ВНИИЖТ» уже выполнили  целый комплекс работ. Так, подготовлены земляное полотно (отсыпка и стабилизация) и бетонные основания для БВСП всех типов. Конструкции БВСП установлены на проектную отметку. Испытания планируется завершить в конце октября. Очень важный  вопрос – конструктивные особенности стрелочных переводов.  В России разработана конструкция стрелочных переводов М1/22 с максимальной скоростью движения 200 км/ч по прямому направлению и 120 км/ч по кривой, однако их массовый выпуск пока не налажен,  и они ещё не прошли все предусмотренные испытания. Для организации безостановочного пропуска высокоскоростных поездов при отклонении от основной магистрали в мировой практике используются специальные стрелочные переводы с маркой крестовины не ниже 1/46, обеспечивающие  скорость движения не ниже 160 км/ч. Выпуск таких переводов в нашей стране пока не освоен, но уже ведутся переговоры с западными компаниями  по их локализации в России. Другой немаловажный аспект – скрепления для ВСМ. Высокие скорости движения требуют и новых конструкционных решений.

Европейским лидером по производству скреплений для ВСМ  считается компания Vossloh. На основании  плана локализации,  принятого компаниями Vossloh  и ОАО «БетЭлТранс»,  в городе Энгельсе  Саратовской области будет освоен выпуск этой продукции в следующем году. Словом, ВСМ – это существенный технологический прорыв,  шаг вперёд в локализации  высокотехнологичных  производств в стране. При этом определено, что локализация должна составить не менее 80%. За счёт этого будет дополнительно создано 370 тыс. рабочих мест. – Ни у кого из экспертного сообщества сегодня не возникает сомнений по поводу строительства ВСМ, – сказал  заместитель министра транспорта Алексей Цыденов. –  Даже самые непримиримые скептики и критики этого проекта признали его экономическую целесообразность  и социальную значимость  для государства. Эффект,  который оно получит от реализации этого проекта,  в 10 раз превысит вложенные средства, при этом срок окупаемости инвестиций составит пять – семь лет. А руководитель дирекции инфраструктурных проектов департамента проектного и структурного финансирования Газпромбанка Павел Бруссер заметил: «Чтобы реализовать подобный амбициозный проект,  важно точно рассчитать  его экономическую составляющую, что, в свою очередь, поможет привлечь сторонних инвесторов. Именно экономика проекта является определяющим фактором в привлечении инвестиций, особенно если учитывать сегодняшнюю непростую  ситуацию в этой сфере».  

Свою готовность работать с российскими коллегами в долгосрочной перспективе высказали и давние партнёры ОАО «РЖД». Так, вице-президент Alstom Russia and CIS Ян Хардер посоветовал не  ограничивать сотрудничество рамками только этого проекта. Есть много других направлений, по которым нужно развивать совместную деятельность. А директор проекта высокоскоростного движения в России Национальной компании французских железных дорог Марк Свечин заверил российскую сторону, что команда французских менеджеров и впредь готова работать в России, делиться своим опытом и знаниями в  строительстве ВСМ. – Мы горды тем, – подчеркнул Марк Свечин, – что сегодня работаем в России, помогаем нашим коллегам осваивать новые технологии, новые скорости, новые компетенции.  И приложим все усилия, чтобы помочь нашим партнёрам реализовать этот проект. А его коллега – глобальный менеджер ООО «Сименс» по работе с ОАО «РЖД» и  представитель «Немецкой инициативы» по развитию ВСМ в России Российско-германской внешнеторговой палаты Рольф Эпштайн – заверил, что  тесное сотрудничество с ОАО «Скоростные магистрали»  будет продолжено. Президент Союза строителей железных дорог Геннадий Талашкин  отметил готовность многих отечественных строительных и проектных организаций принять  участие в этом уникальном проекте. – Сегодня наш союз объединяет более 70 строительных и проектных организаций, которые обладают мощным проектным, строительным, финансовым потенциалом, современными технологиями, что позволяет им участвовать в разработке и строительстве самых сложных объектов инфраструктуры, – сказал он. – Свой профессионализм они показали в олимпийском Сочи,  где многие объекты инфраструктуры были  возведены  строительными организациями, входящими в наш союз. Идею  укрупнения проекта и расширения границ ВСМ до Индии и Пакистана предложил исполнительный  секретарь Делового совета Шанхайской организации сотрудничества Сергей Канавский. Это  было неоднозначно воспринято участниками дискуссии. Сначала надо построить первую линию, а уж потом замахиваться на глобальные проекты. В заключение Александр Мишарин отметил, что сегодня проблем с финансированием проекта ВСМ нет. Желающих инвестировать в него значительные средства  более чем достаточно. Причём инвесторы есть как в нашей стране, так и за её пределами, в первую очередь в Европе и Китае. И это несмотря на санкции и экономический кризис.  Всё это  вселяет уверенность, что проект ВСМ будет реализован. 
 

В.М. Ермаков

Предыдущая новость

16 января 2015 г. 4:02
Диагностика пути и сооружений с использованием координатных методов, Журнал «Путь и Путевое хозяйство», Январь, 2015 №1
Работник путевого хозяйства, имея мобильное навигационное устройство, может однозначно идентифициро…

Следующая новость

3 июня 2015 г. 3:42
Применение ВКС на основе ГЛОНАСС при создании и эксплуатации высокоскоростной магистрали, «Гудок», Июнь, 2015 №92
Начало работ по высокоскоростной магистрали (ВСМ) стало реальным технологическим вызовом.