НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Эффективность работы инфраструктурного комплекса, Журнал «Евразия вести», Июль, 2014 №7

Руководство ОАО «РЖД» постоянно уделяет внимание развитию инфраструктурного комплекса. На важнейших мероприятиях, таких как заседание НТО ОАО «РЖД», Ассамблея начальников дорог и выездное заседание Правления, прошедших в 2013 году под руководством Президента Компании Владимира Ивановича Якунина, была определена как среднесрочная, так и перспективная политика развития путевого хозяйства, а с ним - и всего инфраструктурного комплекса.
Об эффективности работы Центральной дирекции инфраструктуры и его составной части путевого комплекса, а также задачах, стоящих перед дирекцией, пойдет речь в материалах статьи начальника Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» (ЦДИ) Владимира Николаевича Супруна.

Одним из итогов первого заседания Научно-тех­нического совета стало утверждение Ком­плексной программы повышения эффективности эксплуатации железнодорожного пути и инно­вационных технологий его техни­ческого обслуживания. Ключе­вые целевые показатели этой Программы - достижение к 2020 году межремонтного ресурса пу­ти 1,5 миллиарда тонн брутто против сегодняшних 700 миллио­нов тонн брутто (то есть с увели­чением в 2,1 раза) и сокращение стоимости жизненного цикла - в расчете на один год эксплуата­ции - на 20 процентов. 2013 год стал переломным в организации ремонтно-путевых работ.

Планирование совместно с Центральной дирекцией по ре­монту пути и Центральной дирек­цией управления движением ра­бот по круглогодичному графику производства ремонтов пути обеспечивает равномерное рас­пределение ресурсов и «окон» в течение года, снижая нагрузку на перевозочный процесс в летний период массовых перевозок пас­сажиров. Кроме того, при работе на «закрытых» перегонах созда­ются условия для одновременно­го комплексного оздоровления не только пути, но и устройств элек­троснабжения, автоматики и те­лемеханики.

Отдельно следует сказать о внедрении методологии УРРАН. 
Эта методология все глубже вхо­дит в технологию работы Цент­ральной дирекции инфраструкту­ры. Планы модернизации желез­нодорожного пути 2014 года были сформированы в автоматизиро­ванной системе управления путе­вым хозяйством (АСУП) с приме­нением дополнительных критери­ев УРРАН - таких, как частота отказов технических средств и прямые затраты на текущее со­держание участка пути, предназ­наченного для ремонта (справоч­но: ранее, с 1994 года, было 5 кри­териев - наработка тоннажа, количество ОДР, дефектность шпал, скреплений, балласта. Сей­час стало 7 критериев).

На сегодняшний день крите­рии УРРАН внесены в «Техничес­кие условия на работы по рекон­струкции (модернизации) и ре­монтам пути» не только для «тяжелых» видов, но и для сред­него и планово-предупредитель­ного ремонта с учетом дополни­тельного критерия - индекса пре- дотказного состояния рельсовой колеи, которые будут использо­ваться при планировании работ на 2015 год, но уже в рамках Си­стемы оценки и прогнозирования состояния объектов инфраструк­туры (СОПС) ЕК АСУИ.
С 1 октября 2012 года все дис­танции пути полностью заверши­ли переход на участковую форму организации текущего содержа­ния пути. За истекший период мы актуализировали Положение об участковой системе текущего со­держания пути, утвердив его но­вую редакцию 13 декабря 2013 года. Сейчас продолжается це­ленаправленная работа по при­ведению к единому стандарту этой системы во всех дирекциях инфраструктуры.

В вопросах безопасности в пу­тевом хозяйстве две главные проблемы: зимой изломы рель­сов, летом - выбросы бесстыко­вого пути. И хотя с 2004 года чис­ло изломов рельсов на железных дорогах ОАО «РЖД» сокращено со 152 до 37 в 2013 году или в 4,1 раза, тем не менее каждый из­лом представляет серьезную опасность.
В текущем году допущено 14 изломов против 20 в 2013 году.

При этом мы заявляем, что со­временные дефектоскопы нас уже не удовлетворяют. Нужны инновационные решения, обеспе­чивающие обнаружение трещин размером менее 5 мм, а также должны выявляться дефекты в перьях подошвы рельсов.
В летний период мы терпим ежегодно выбросы пути, и это тя­желейшие поражения в эксплуа­тации бесстыкового пути. Учиты­вая переход на ремонты в зимний период, риск выброса на этих участках при повышении темпе­ратуры возрастает. В данном случае до наступления периода высоких температур все Дирек­ции инфраструктуры обязаны разработать графики разрядки температурных напряжений в плетях бесстыкового пути и обес­ ется на 2,5-3,5 тыс. км, в том чис-печить первоочередную разряд­ку в плетях, уложенных при отри­цательных температурах.

В 2013 году наибольшие про­блемы с обеспечением безопас­ности движения поездов имели место в Забайкальской ДИ. В 2014 году такие проблемы с обес­печением безопасности движе­ния поездов имели место на Ю ж­но-Уральской, Дальневосточной и Московской ДИ. Безусловно, они появились не одномоментно. 
Этому предшествовало постоян­ное - в течение ряда лет - сни­жение объемов ремонтов пути по различным причинам как объек­тивного, так и субъективного ха­рактера. Также существенные упущения были накоплены в этих дирекциях и в текущем содержа­нии пути.

Наша задача - своевременно выявлять ослабевающие звенья и реализовывать превентивные ме­ры. На это нацелена утвержден­ная пятилетняя программа, на­правленная на стабилизацию положения с обеспечением безо­пасности движения на Забайкаль­ской и других железных дорогах. 

Также хочу отметить, что в дан­ном вопросе нам большую по­мощь оказывает ЗАО «НПЦ I4H- ФОТРАНС», которое разработало систему расчета, оценки и прогно­за предотказного состояния рель­совой колеи (ПГРК - УРРАН), в том числе с функцией определе­ния сдвижек рельсовых плетей на «маячных» шпалах по нанесен­ным меткам и провело опытное испытание прикладного про­граммного обеспечения этой сис­темы на ряде дирекций инфраст­руктуры. С 1 августа система ПГРК - УРРАН начнет работать в полном объеме на всех Дирекциях инфраструктуры и будет форми­ровать в автоматическом режиме для руководителей ДИ и службы пути, по данным диагностических средств, ведомость участков пу­ти, требующих принятия срочных мер по приведению пути в техни­чески исправное состояние.

Проводимая в путевом ком­плексе техническая политика, на­правленная на создание высоко­надежного малообслуживаемого пути, позволила продолжить тренды улучшения основных по­казателей.
Основной продукцией путево­го хозяйства являются допускае­мые скорости движения поездов. 
По результатам работы в 2013 году они повышены для пассаирских поездов на 1,6 км/час, для грузовых - на 1,0 км/час.
На момент создания ОАО «РЖД» средневзвешенные ско­рости пассажирских поездов по сети составляли в графике 2004 года 86,7 км/ч, грузовых - 70,8 км/ч, в графике 2013 года соот­ветственно 93,1 км/ч и 74,3 км/ч., то есть средневзвешенная ско­рость пассажирских поездов уве­личилась на 6,4 км/ч (или на 7,4%), грузовых на 3,5 км/ч (или на 4,9%).
Основой усиления путевого хозяйства является перевод пути на железобетонное основание, использование упругих рельсо­вых скреплений и качественного щебня. Протяженность бессты­кового пути ежегодно увеличивается на 2,5-3,5 тыс. км, в том числе и за счет расширения сферы его применения в кривых малого радиуса и в регионах с суровым климатом, и к концу 2013 года она составила 85,9 тыс. км или 69% от развернутой длины глав­ных путей.
Путевое хозяйство работает в условиях постоянного роста гру­зонапряженности, с одной сторо­ны, и снижения численности монтеров пути, с другой. С 2004 года по 2013 год численность монте­ров пути на текущем содержании сокращена с 86,2 тыс. человек до 76,6 тыс. человек при росте гру­зонапряженности с 29,1 млн. тонн брутто до 34 млн тонн брут­то. Это позволило снизить удель­ную численность монтеров пути с 2,96 до 2,25 тыс. чел./млн тонн брутто или на 24%.

 


В 2013 году получили даль­нейшее развитие технологии ис­пользования цифровой модели пути и внедрение на этой основе комплексной системы проектиро­вания, строительства и реконст­рукции инфраструктуры с исполь­зованием координатных мето­дов. Практическое применение этой инновационной технологии было показано членам правления и гостям выездного заседания на перегоне Тверь - Редкино скоро­стного участка Санкт-Петербург - Москва Октябрьской железной дороги, где была проведена де­монстрация ремонта пути с ис­пользованием координатных ме­тодов на основе комплексной си­стемы пространственных данных инфраструктуры железнодорож­ного транспорта (КСПД ИЖТ). 

Важнейшим эффектом данной системы является обеспечение условий для постановки пути в проектное положение на стадии ремонта и затем, при его расст­ройстве в процессе эксплуатации, возвращение в первоначаль­ное положение.

По состоянию на начало 2013 года по хозяйству пути на фрон­тах модернизации имелось 3725 «барьерных» мест, на которых по различным причинам была сни­жена скорость движения поез­дов. При выполнении ремонтов в 2013 году ликвидировано 2199 таких мест (или 57%). В рамках реализации проекта «Обновле­ние оборудования и устройств электроснабжения» попутно в комплексе выполнены мероприя­тия по ликвидации существую­щих барьерных зон в хозяйствах энергоснабжения, автоблокиров­ки и автоматики.

Устранение оставшихся «ба­рьерных» мест требует больших затрат на выполнение мероприя­тий, связанных с переустройст­вом плана и профиля линии, ре­конструкцией станций,строитель­ством инженерных сооружений.

Своеобразной проверкой на прочность стало для инфраструк­турного комплекса участие в под­готовке к проведению 22-х Олим­пийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.
В 2013 году на направлении Москва - Адлер ремонтно-путе­вые работы выполнены в полном объеме на 374 км.

В связи с необходимостью об­служивания объектов инженер­ных сооружений, построенных в районе проведения Олимпиады, создана Адлерская дистанция ин­женерных сооружений.
В декабре 2012 года по ре­зультатам проведенного энерге­тического обследования сформи­рована и утверждена Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности хозяйств инфраструктуры Цент­ральной дирекции инфраструкту­ры - филиала ОАО «РЖД» на 2013-2015 годы, включающая в себя по путевому хозяйству свы­ше 20 организационно-техничес­ких мероприятий, таких как внед­рение стационарных путевых рельсосмазывателей, увеличение доли бесстыкового пути, улучше­ние геометрического качества рельсов за счет профильной шли­фовки рельсов, уменьшение ко­личества и продолжительности предупреждений об ограничении скорости движения поездов, оп­тимизация режимов отопления, освещения, мониторинг работы автотранспорта и т.д.
Структурные подразделения хозяйства пути активно участвуют в программе «Бережливое произ­водство». В 2013 году охват соста­вил 150 дистанций пути, в 2014 г. составил не менее 85% от общего количества дистанций пути.

Рабочими группами структур­ных подразделений пересматри­ваются технологические процес­сы и нормативы технического со­держания объектов хозяйства пути. По результатам пересмот­ренных технологических процессов в 2012-2013 годах предложе­но к реализации 493 проекта, из них реализовано 287 из которых 12 рекомендовано для включения в базу типовых проектов. Факти­чески достигнутый экономичес­кий эффект за 2013 год составил 99,1 млн руб., что на 68,4 млн руб. больше, чем в 2012 году.

Ключевым инструментом улучшений для вновь включен­ных в программу «Бережливое производство» структурных под­разделений Управления пути и сооружений Центральной дирек­ции инфраструктуры определена система 5С.

Но наиболее значимый эф­фект от реализации проектов бе­режливого производства достигается за счет внедрения техноло­гий и инструментов бережливого производства в технологические процессы текущего содержания пути. Например, проект Челябин­ской дистанции пути (ПЧ-7) Ю ж­но-Уральской дирекции инфраст­руктуры - «Улучшение качества наплавочных работ для продления срока эксплуатации старогод­ных крестовин». В декабре 2012 г. по проекту Хабаровского филиа­ла ПТКБ ЦП был введен в эксплу­атацию механизированный ком­плекс по наплавке и реставрации элементов крестовин. Комплекс позволяет выполнять высокока­чественный ремонт (восстановле­ние) старогодных крестовин, про­длевая их ресурс, как для ПЧ -7, так и для целого ряда структур­ных подразделений.


Вологодская дистанция пути Северной ДИ и Черемховская дистанция пути Восточно-Сибир­ской ДИ, ставшие победителями конкурса ОАО «РЖД» «Бережли­вое производство» в 2012 и 2013 годах, в качестве поощрительных призов получили автомо­бильные летучки повышенной проходимости на базе автомоби­ля «КАМАЗ».

На 2014 год запланирована дальнейшая оптимизация систе­мы управления и структурирова­ния Центральной дирекции ин­фраструктуры во взаимодействии с причастными Центральными ди­рекциями, а также решения ряда вопросов, направленных на повы­шение безопасности движения и повышение скоростей.

Впервые работа по планово­предупредительной выправке пу­ти будет организована согласно утвержденному на 2014 год ди­рективному графику. При этом объем планово-предупредитель­ной выправки пути увеличился с 22 312 км до 32 164 км, средняя продолжительность «окна» долж­на составить 4-5 часов.

С целью повышения эффек­тивности работы щебнеочисти­тельных машин принято решение о передаче их в полном объеме в Центральную дирекцию инфраст­руктуры (будет передано 27 ЩОМ). Это позволит не только сконцентрировать парк данной техники, но и в дальнейшем прове­сти его оптимизацию в соответст­вии с планируемыми объемами работ по ремонту пути. Экономичес­кий эффект будет достигнут за счет увеличения выработки, раци­онального использования штата машинистов и помощников маши­нистов при организации путевых и снегоуборочных работ, а также за счет снижения затрат на обслужи­вание и содержание техники (в т.ч. консервация и списание).
В целях приведения организа­ционной структуры управления содержанием искусственных со­оружений к единому виду в 2014 году будет завершена работа по созданию дистанций инженерных сооружений сети дорог, в том числе путем передачи путевых машинных станций по земляному полотну Центральной дирекции по ремонту пути в Центральную дирекцию инфраструктуры. По­ложительный опыт созданных ПЧИССО позволяет повысить эффективность работы комплек­са инженерных сооружений, улучшить качество их текущего содержания и ремонта. Кроме то­го, будет достигнут экономичес­кий эффект за счет укрупнения подразделений, оптимизации за­трат и численности.


В целях повышения скоростей грузовых поездов, имеющих в со­ставах порожние вагоны с низкой устойчивостью в кривых участках при скоростях свыше 60 км/час, разработана Программа оздоров­ления кривых участков пути в рамках ремонтных работ, а также при текущем содержании, обеспе­чивающая отмену ограничений скоростей для порожних вагонов (справочно: на 01.02.2014 на сети ограничения до 60 км/час для по­рожних вагонов на 7417 км плюс для порожних цистерн на 415 км).

В целях повышения надежнос­ти бесстыкового пути была разра­ботана Программа устранения вставок на деревянных шпалах на бесстыковом пути. Изначально она была утверждена на 2013-2016 го­ды. Однако по результатам работы 2013 года мы переутвердили Про­грамму с завершением работ в 2015 году (справочно: на 2014 год - 386 км, на 2015-310 км).
Продолжить в 2014 году осна­щение предприятий инфраструк­турного комплекса путевой тех­никой на комбинированном ходу, что позволяет оптимально ис­пользовать ограниченные люд­ские ресурсы на участках, уда­ленных от крупных центров.
О задачах на 2014 год.

Перед инфраструктурным комплексом в следующем году поставлены следующие приори­тетные задачи: - сокращение издержек, по­вышение экономической эффек­тивности производственной дея­тельности; - повышение уровня техниче­ской и технологической готовнос­ти объектов инфраструктуры; - рациональное использова­ние инфраструктуры на основе системы планирования и продви­жения вагонопотоков, сбаланси­рованной с планами ремонтно-пу­тевых работ; - обеспечение нормативных сроков доставки, сохранности пе­ревозимых грузов и повышения маршрутной скорости перевозок; - развитие инфраструктуры и тягового комплекса с целью орга­низации тяжеловесного движе­ния на грузонапряженных на­правлениях; - оптимизация технологии об­служивания малоинтенсивных ли­ний, повышение равномерности использования инфраструктуры.
Считаю, что реализация на­меченных планов и задач позво­лят обеспечить эффективную ра­боту инфраструктурного ком­плекса компании в 2014 и последующих годах.

 

В.Н. Супрун

Предыдущая новость

16 января 2013 г. 0:00
Новый уровень технического обслуживания пути, Журнал «Путь и Путевое хозяйство», Январь, 2013 №1
Современное развитие техники и технологий позволяет организовать строительство, техническое обслужи…

Следующая новость

1 октября 2014 г. 0:00
О роли саморегулирования в задачах инновационного развития инфра..., «Саморегулирование и бизнес», Октябрь, 2014 №10(54)
Развитие саморегулирования в России, как общественного института, который должен наиболее...