НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Совместные проекты ОАО «РЖД» и АО «РКС». Журнал «Железнодорожный транспорт», Ноябрь, 2018

Холдинг АО «Российские космические системы» (АО «РКС») входит в Госкорпора­цию «Роскосмос» и на протяжении 70 лет разрабатывает, производит, испытывает, поставляет и эксплу­атирует бортовую и наземную ап­паратуру и информационные сис­темы космического назначения. 

В основном компания занимается созданием, развитием и целевым использованием глобальной нави­гационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также обработкой информации дистанционного зон­дирования Земли.

АО «РКС» поставляет линейку продуктов на основе современ­ных космических технологий, а также предлагает сервисы и функ­циональные дополнения в об­ласти высокоточной навигации, позволяющие контролировать любые объекты, включая поезда, и управлять ими в пространстве. 

Сейчас компания в инициатив­ном порядке разрабатывает про­ект, цель которого — создание на­циональной сети высокоточного спутникового позиционирования (НСВП) на основе объединения имеющихся на территории Рос­сии сетей и одиночных коррек­тирующих станций, принадлежа­щих различным собственникам. 
В рамках проекта предполагается объединить не менее 800 действу­ющих станций ГЛОНАСС/GPS, обеспечив при этом сантиметро­вую точность определения гео­графических координат в грани­цах действия сети.

ОАО «РЖД» как крупный собственник сетей корректирую­щих станций и потребитель услуг высокоточного позициониро­вания проявило интерес к пред­лагаемым разработкам. В целях налаживания взаимовыгодного сотрудничества был разработан и уже выполняется утвержден­ный план-график взаимодейст­вия компании и АО «РКС». Он предусматривает реализацию комплекса мероприятий по участию ее структур в создании и использовании сервисов соз­даваемой НСВП. Это позволит оценить перспективы примене­ния сервисов интегрированной сети высокоточного спутнико­вого позиционирования в инте­ресах координатно-временного обеспечения инфраструктурно­го комплекса ОАО «РЖД» с по­зиций технико-экономической эффективности. Возможность инф орм ационно-ком м уника­ционного взаимодействия сетей высокоточного спутникового позиционирования и отдельных дифференциальных геодезичес­ких наземных спутниковых стан­ций (ДГНСС) различных собс­твенников, одним из которых является ОАО «РЖД», будет от­рабатываться на опытном участ­ке Северной железной дороги.

В ходе предстоящих работ по­требуется подтвердить точность, достоверность и надежность навигационных спутниковых из­мерений и предоставляемых сервисов на их основе, которые необходимы для решения ряда важных задач, стоящих перед железнодорожниками.
Первая задача - обеспечение станцион­ной работы в системе ИТАУР с учетом повышения надежности и точности позиционирования ма­невровых локомотивов и других подвижных единиц на путевом развитии станции. Это позволит повысить эффективность работы системы и обеспечить возмож­ность ее внедрения на объектах, не оснащенных специальными дифференциальными станциями, принадлежащими ОАО «РЖД».

Второй задачей является вы­полнение работ по текущему со­держанию и ремонту пути (вклю­чая работы на стадиях изысканий, разработки проектов и проведе­ния планово-предупредительно­го и капитального ремонта пути с постановкой его в проектное по­ложение) на участке, оснащенном высокоточной координатной сис­темой (ВКС) с применением вре­менных дифференциальных гео­дезических станций. На линиях, не оснащенных постоянно дейс­твующими ДГНСС, это позволит заметно повысить эффективность выполнения таких работ.

Решение третьей задачи даст возможность контролировать перемещения подвижного состава на станции (включая работу ма­невровых локомотивов, а также прибытие и проследование поез­дов) при использовании в дейс­твующих системах железнодорож­ной автоматики и телемеханики данных НСВП без размещения спутниковых дифференциальных корректирующих станций, при­надлежащих ОАО «РЖД».

 

Схема обеспечения спутникого мониторинга персонала и отображение его результатов на АРМ диспетчера центра мониторинга

Национальная сеть высоко­точного спутникового позици­онирования может стать одной из ключевых составляющих сег­ментов ВКС ОАО «РЖД», пред­назначенной для формирования единого поля дифференциальных коррекций на всей сети железных дорог. Это приведет к значитель­ному снижению затрат на высоко­точное координатное обеспечение при внедрении комплексной сис­темы пространственных данных железнодорожной инфраструкту­ры (КСПД ИЖТ).

Важно отметить, что реализа­ция одного из продуктов АО «РКС» позволит контролировать перемещения персонала с помощью портативной навигационной ап­паратуры потребителя (НАП) в ре­жиме реального времени. С учетом DG PS-поправок от сети НСВП она дает возможность определить координату местоположения со сред­ней точностью 0,5—0.8 м в плане и 0,6-0,9 м по высоте.
В рамках Федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы» в АО «РКС» создали широкозонную систему дифференциальной кор­
рекции и мониторинга (СДКМ). 

Сервис высокоточного позици­онирования, реализуемый с по­мощью технико-технологических решений этой системы, позволяет определять абсолютные координа­ты персонала с погрешностью до 
1 м. В рамках предстоящих работ в ближайшее время планируется сформировать перечень задач ОАО «РЖД» (прежде всего в части ис­пользования высокоточных коор­динатных методов при управлении перевозочным процессом, интер­вальном регулировании и обес­печении безопасности движения поездов), которые будут решаться с использованием сервисов СДКМ. 

Также в планах стоят разработка требований к отечественной НАП с применением СДКМ и испыта­ния опытных образцов такой аппа­ратуры.

Еще одной актуальной зада­чей, стоящей перед ОАО «РЖД», является мониторинг природных явлений, оказывающих негатив­ное влияние на железнодорожную инфраструктуру. Для ее решения предлагается обеспечить автома­тизированный мониторинг скаль­но-обвальных, селеопасных и лавиноопасных участков на сети железных дорог. Это может быть геодезический мониторинге помо­щью высокоточных спутниковых систем или электронной тахеомет­рии, позволяющий своевременно обнаружить характерные признаки таких явлений. В целях его практи­ческой реализации в опасных зонах устанавливают специальные дат­чики, координаты которых отсле­живают в режиме реального вре­мени. Информация об их опасном изменении мгновенно передается на специальный АРМ диспетчера центра мониторинга для подготов­ки и принятия соответствующих управленческих решений.

При невозможности по ряду причин использовать спутни­ковую технологию достаточно эффективно можно решить по­ставленную задачу с помощью интерферометрических радаров. 

Этот способ основан на передаче и отражении коротких радиоим­пульсов. Он позволяет отслежи­вать изменения контролируемой поверхности с высокой точностью при любых погодных условиях.
Совместная с ОАО «РЖД» ре­ализация спектра предлагаемых проектов будет способствовать повышению безопасности движе­ния поездов и созданию необхо­димой технологической основы для успешной реализации проек­та «Цифровая железная дорога».

 

В.Ф. Кошманов, С.В.Щемников

Предыдущая новость

29 мая 2018 г. 23:32
Опыт октябрьской железной дороги. Журнал «Железнодорожный транспорт», Ноябрь, 2018
Октябрьская дирекция инфраструктуры являет­ся пилотным полигоном по внедрению и использова…

Следующая новость

12 июля 2018 г. 0:00
30 лет путейской "навигации", Журнал «Путь и Путевое хозяйство», июль, 2018 №7
В условиях увеличивающейся интенсивности грузоперевозок НИЦ «Путеец» решает поставленны…