НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Автоматизация ремонтно-путевых работ по цифровым технологиям КСПД ИЖТ, Журнал "Инженер и промышленник", Сентябрь, 2018,№5(35)

 

 Правительство России поставило задачу перевести экономику на цифровые рельсы. Ответным шагом ОАО «РЖД» стало принятие концепции создания цифровой железной дороги (ЦЖД). Одним из факторов создания ЦЖД является работа в едином координатно-временном пространстве на протяжении всего жизненного цикла объектов железнодорожной инфраструктуры (ОЖИ).

 Для этого необходимо, чтобы существование ОЖИ начиналось с создания проекта в цифровом виде в единой для всего РЖД системе координат (цифровая модель пути – ЦМП). Проект в цифровом виде дает возможность сравнивать проектное положение с фактически созданным, выявляя нарушения, отслеживать отклонения фактического положения от проектного в ходе эксплуатации и принимать своевременные меры для возвращения к проектному положению, используя тем самым созданный проект многократно.

 Наличие ЦМП позволяет отслеживать реализацию проекта (приближение к проекту) последовательно на каждом шаге строительства и/или капитального ремонта. И, соответственно, выявлять ошибки реализации каждого шага, исправляя их до перехода к следующему этапу работ. Повышенные требования к точности ремонта (а, соответственно, и координатному обеспечению) требуют создания на участке ремонта перед началом работ сгущенной сети повышенной точности – разбивочной сети. Это общемировая практика. Результат реализации такого подхода показан на приведенном слайде:

Технология постановки пути в проектное положение при выполнении модернизации пути по цифровой технологии КСПД ИЖТ

 На верхнем графике отклонения фактической оси пути от проектной после ремонта традиционным методом. Отклонения местами более 30 см. На нижнем графике отклонение фактической оси пути от проектной после проведения ремонта по технологии КСПД ИЖТ (координатным цифровым методом). Отклонения не более 2 см. При этом требования норматива, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 25.02.2015 года № 480 – не более 3 см. Такие результаты достигаются как раз за счет создания разбивочной сети.

 При ППР (который должен выполняться на участке, где уже проводился капремонт/модернизация координатными цифровыми методами) создание разбивочной сети не требуется.

Отклонение оси пути от проекта

 В случае выполнения ППР на участках, где до этого модернизация координатными цифровыми методами не проводилась (на начальной стадии внедрения таких методов это частое явление) создаются пункты временного съемочного обоснования. В остальном работы соответствуют этапу чистовой выправки при проведении работ по модернизации. Но и требования по точности для таких участков ниже.

 Появление цифровых координатных методов позволило вернуть ППР его изначальный смысл: не оптимизация текущего положения пути, а возвращение пути в проектное положение с установленными точностями.

 При таких точностях постановки пути в проектное положение минимизируется негативное воздействие подвижного состава на путь. И, как результат, уменьшается скорость расстройства пути (увеличиваются межремонтные сроки) и повышается уровень комфорта пассажиров во время поездок. На слайде показаны вертикальные и поперечные ускорения, возникающие при движении подвижного состава. Верхняя кривая на каждом графике – это ускорение до проведения ремонта по технологии КСПД, нижняя – после выполнения ремонта.

Технология постановки пути в проектное положение при планово-предупредитьельном ремонте пути с повышением скоростей и плавности хода по цифровой технологии КСПД ИЖТ

 Применение цифровых координатных методов при проведении ремонтов выдвигает, с одной стороны, требование к производителям путевой техники по автоматизации процесса управления путевой техникой в ходе ремонта, а, с другой, предоставляет им такую возможность. Хотелось бы обратить внимание производителей на то, что такие решения уже есть. Причем, они могут носить разную глубину автоматизации, а, соответственно, и стоимости затрат на оснащение техники.

Экономия щебня при работе ЩОМ с применением КСПД ИЖТ

 Наличие автоматизированного управления исключает субъективные ошибки операторов машин, что позволяет получать дополнительные экономические эффекты. Например, для щебнеочистительной машины (ЩОМ) – это экономия балласта. Пример такой машины для ВПО – система управления выправкой пути ЭСКОРТ-3000. Наличие данной системы позволяет автоматически формировать задание на выправку пути в формате ЦМП (спецификация LandXML для ОАО «РЖД») с помощью путеизмерительных комплексов GEDO и Amberg.

Оборудование выправочно-подбивочно-отделочной машины ВПО 3000

 При оснащении машин Dinamic/Duomatic штатной системой WinALC никакого другого дополнительного оборудования для работы с КСПД ИЖТ не нужно. То же самое относится и к машинам ПМА, Unimat, Puma. Другие системы управления, на настоящий момент, не поддерживают реализацию координатных методов, либо требуют специальных работ и затрат для их использования. Необходимая нормативная база для работы с помощью цифровых координатных методов уже сформирована: техпроцессы на модернизацию, ППР, укладку стрелочных переводов разработаны, утверждены и, что особенно важно, уже опробованы. Не вижу препятствий для применения цифровых координатных методов ремонта собственными силами ДРП, ДПМ, ПЧ. Скорее – удивляет их отсутствие. В свою очередь, использование цифровых координатных методов собственными силами подразделений РЖД позволит уменьшить затраты на такие ремонты. На текущий момент ЦДИ сформировало полигон для использования КСПД ИЖТ размером 19000 км развернутой длины, на котором создана высокоточная координатная система (ВКС). На этом полигоне выполнено 700 км капитальных ремонтов (модернизаций) и 800 км ППР, а к концу 2018 года планируется достичь 1000 км капремонта и почти 1500 км ППР.

Выполнение ремонтов пути по технологии КСПД ИЖТ

 На слайде вы видите запланированные объемы ремонтов до 2021 года. На мой взгляд, они впечатляют. И это, соответственно, формирует требования к количеству путевой ремонтной техники, оснащенной автоматизированными системами цифровой координатной постановки пути в проектное положение.

Потребность в путевой техники для выполнения пемонтов пути по цифровой технологии КСПД ИЖТ 

 На представленном слайде вы видите расчётные потребности в таких машинах и их фактическое наличие. И это на существующем созданном ЦДИ полигоне (напоминаю – это 19000 км развернутой длины) с построенной ВКС.

 Если же полигон ВКС будет увеличиваться, то будет расти и потребность в технике с автоматизированными системами. Сомнений же в том, что полигон ВКС будет увеличиваться, нет. Применение цифровых координатных методов – это общемировая практика, применяемая в Китае и странах ЕЭС. Тем более – это актуально в России, где начинается строительство высокоскоростных магистралей, существование которых без цифровых координатных методов невозможно.

 Правительство России ставит задачу по развитию транспортно-грузовых коридоров, что так же влечет за собой требования по увеличению скоростей грузовых перевозок. Это, в свою очередь, повышает требования по точности постановки пути в проектное положение, по крайней мере – на полигоне расположения путей 1-го и 2-го классов. Выход один: расширение полигона ВКС для применения цифровых координатных методов.

Журнал "Инженер и промышленник"

Гайдуков В.Д., Ермаков В.М.

Предыдущая новость

7 августа 2018 г. 9:26
Технологии необходимо внедрять раньше, чем они устареют, Ежедневная транспортная газета «Гудок»
Генеральный директор АО «НИИАС» Игорь Наумович Розенберг делится подробностями разработ…

Следующая новость

1 ноября 2018 г. 0:00
Обеспечение путевыми машинами ремонтов пути по цифровым технологиям КСПД ИЖТ. Журнал «Евразия вести», ноябрь, 2018, №11
Существование любого объекта железнодорожной инфраструктуры должно начинаться с создания проекта в …